Warcraft: фильм, опоздавший на 10 лет

С сегодняшнего дня во всех кинотеатрах Сочи стартует экранизация культовой игры Warcraft. Стоит ли идти?
Warcraft: фильм, опоздавший на 10 лет

Попытки экранизировать игры предпринимались не раз, и удачных примеров подобных проектов – по пальцам перечесть. Все потому, что сюжет игры, как правило, довольно прост и однозначен, характеры персонажей сводятся к набору функций и боевых навыков, и весь интерес для человека здесь – в возможности примерить на себя чужую жизнь, стать частью истории и активно влиять на нее. Вытащи из игровой вселенной этот элемент вовлеченности, и она развалится на куски. Интересно ли вам сидеть и часами смотреть, как кто-то играет, пусть и в самую интересную и красивую игру? Вот именно.

Поэтому перед создателями экранизаций видеоигр всегда стоит двоякая задача: и угодить фанатам, сохранив в неприкосновенности каноны и эстетику первоисточника, и привнести в историю конфликт, который держал бы внимание зрителей два-три часа.

Удалось ли решить эту задачу создателям фильма Warcraft? Разберемся по порядку.

Анонсированный еще 10 лет назад, сменивший двух режиссеров и двух сценаристов проект, сумел состояться только к этому году, пройдя 123 дня съемок и 20 месяцев пост-продакшена. Фильм имеет сравнительно небольшой для зрелищных картин бюджет – $160 миллионов (для сравнения: бюджет «Аватара» - $237 млн, «Гарри Поттер и Принц Полукровка» - $250 млн, «Пираты Карибского моря 3» - $300 млн). И, признаться, это бросается в глаза.

Компания Blizzard Entertainment, которая не стала продавать права на тайтл «взрослым» киностудиям и взялась за съемки сама, сильно тряслась за верность канонам и репутацию среди игроков – и это понятно. Однако гейм-девелоперы слишком понадеялись на свой бизнес-опыт и профессионализм, вступив на неосвоенную территорию кинематографа, все тропки которого укатаны могучими колесами компаний-мейджеров. Выпусти Blizzard свой фильм в 2006 году, как и собиралась изначально, на фоне других картин он смотрелся бы крепким середнячком. Но с той поры много воды и полигонов утекло, и теперь экранизация Warcraft выглядит поделкой дебютантов – чем она, по сути, и является.

В какой-то момент Blizzard отказала режиссеру Уве Боллу в правах на экранизацию, сообщив ему, что на карту поставлена репутация игровой франшизы, которая приносит компании миллионные прибыли, намекая на провальность многих проектов этого кинодеятеля. Но как-то случилось, что в итоге фильм снимала команда, которой не обладает никакой репутацией вообще. После того, как из-за разногласий с дилетантами в кино Blizzard проект покинул опытный режиссер Сэм Рэйми, снимавший «Зловещих мертвецов» и «Человека-паука», и два неплохих сценариста, проект попал в руки единственного сына Дэвида Боуи Данкана Джонса. Этот начинающий режиссер успел отметиться в истории кинематографа двумя скучнейшими и посредственными фантастическими фильмами – «Луна 2112» и «Исходный код», первый из которых был камерной малобюджетной, второй был снят за $30 млн. Джонс также переписал сценарий, да так, что теперь сюжетная линия напоминает винегрет, в котором люди исчезают в одном месте, а потом появляются в другом без всяких объяснений, зачем и почему они там оказались. О содержательности и оригинальности диалогов, по-игровому тупых и пафосных (в кино всего одна шутка), скромно промолчим, о логике повествования, глубине характеров, связности движущих мотивов участников событий – тоже. У хороших парней глаза светятся синим, у плохих – зеленым, что вам еще, собственно, нужно?

Кстати, о характерах. Проработанность внешнего вида представителей орды – пожалуй, единственная радующая глаз деталь в этой постановке. Кастинг в целом явно провальный. Мало того, что в числе исполнителей ролей в фильме нет ни одной стопроцентной звезды – это в основном сериальные актеры, никому ранее не известные исполнители второстепенных ролей и звезды второй-третьей величины. Исключение с натяжкой можно сделать разве что для Тоби Кэббела, известного зрителям по фильму «Рок-н-Ролльщик», которого, впрочем, за гримом и компьютерной графикой и не разглядеть. Уровень актерской игры соответствующий: Лотар Андуин, герой Тревиса  Фиммела, засветившегося в сериале «Викинги», смотрит на гибель сына с совершенно тупым выражением лица, будто наблюдает за тем, как ему кассирша в супермаркете пробивает пакет чипсов. Маг-ученик в своих подростковых усиках выглядит как геймер, которого достали из-за компа и нарядили в плащ, чтобы подменить заболевшего актера. Не создают,  в общем, все эти люди необходимую по сюжету атмосферу драматизма, не вызывают ни сочувствия, ни доверия.

Очевидно, что непрофессионализм и недальновидность руководства Blizzard Entertainment заставила экономить на гонорарах актеров, режиссера и сценариста, чтобы как следует потратиться на спецэффекты. Ну ладно бы, если бы от них действительно дух захватывало, но нет – мы к 2016 году повидали и монстров пореалистичней, и прорисовку локаций поубедительней и не настолько топорно слепленные декорации. О гриме эльфов вообще молчу – все те несколько минут, что они мелькают в кадре, мучает страх, что их приклеенные уши поотваливаются. Нелепо, в общем.

На примере развлекательных шедевров Кристофера Нолана, вдохнувшего жизнь в мертвую франшизу про Бэтмана и открывшего новые горизонты в производстве высокобюджетных блокбастеров, мы видим, насколько грандиозная и скрупулезная работа по превращению плоской истории с картонными персонажами и незамысловатой коллизией должна быть проделана, чтобы получился живой убедительный мир. И сделать это, как привыкли игроделы, в формате «пипл схавает, это же известный бренд», уже не выйдет.

Не могу сказать, ждет ли фильм кассовый успех – все же, миллиардная армия фанатов игры отнесет свои деньги в кинотеатры. Blizzard наверняка будет горда тем, что теперь у нее есть еще и собственный фильм. Но вот с точки зрения смотрибельности картина получилась посредственная, и заметного следа в истории развлекательного кинематографа не оставит. Рейтинг «12+» точно указывает на целевую аудиторию фильма – непритязательные подростки и фанаты серии будут радостно кричать в зале "Моя жизнь принадлежит орде!" и будут довольны. Но если вы человек взрослый, играли еще в самый первый Warcraft и привыкли ждать от кино немного большего, чем одной эксплуатации вашей ностальгии по видеоиграм, можете эту премьеру пропустить - ничего не потеряете.

 

Теги: кино
Комментарии
  • 0
  • Ответить
    Максим
    06.06.2016, 14:30
    Фильм хороший, хоть я и не играл, а смотреть было все равно интересно. Сравнивать с "Аватаром", "Гарри Поттером" и "Пиратами Карибского моря 3" и правда плохая идея. Это совершенно разные фильмы...
  • Ответить
    Лорен
    06.06.2016, 13:53
    Ксения изволили написать:
    Кстати, слово "не профессионализм" раздельно пишется.

    Уверены? http://gramota.ru/slovari/dic/?word=%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC&all=x

    в кинокритике вы, похоже, такой же дока, как и в русском языке
  • Ответить
    Ксения
    06.06.2016, 13:47
    "непрофессионализм и недальновидность руководства Blizzard Entertainment" - а автор поста видимо профессиональнее и дальновиднее? Кстати, слово "не профессионализм" раздельно пишется.
    Интересное виденье ситуации, когда "критика" вроде бы начинается с "перед создателями экранизаций видеоигр всегда стоит двоякая задача: и угодить фанатам, сохранив в неприкосновенности каноны и эстетику первоисточника, и привнести в историю конфликт, который держал бы внимание зрителей два-три часа. Удалось ли решить эту задачу создателям фильма Warcraft? Разберемся по порядку." - то есть намекает на дальнейший разбор самого фильма, сюжета и его подачи. А в итоге идет перечисление технических факторов и сравнение с теми фильмами, с которыми сравнивать не стоит.
    А по поводу фильма скажу так: лучше потратить свое время на просмотр "Варкрафта", чем читать рецензии от таких горе-критиков.